Правы дзіцяці

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СЕМЬЯМ, 

ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

https://zamost.slutsk-vedy.gov.by/files/00620/obj/110/49113/doc/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1%80%D0%B0.pdf

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     В Республике Беларусь принят достаточно широкий круг нормативных актов, обеспечивающих права семьи и детей в Республики Беларусь. Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи и детей. В основу нового белорусского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Анализ нормативно-правовых актов Республики Беларусь

позволяет выделить следующие права детей:

1. Право детей на жизнь, достойные условия жизни

В соответствии со ст.4 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Кроме того, в соответствии со ст.191 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС РБ) дети имеют право на материальное обеспечение. Так, каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
КоБС РБ возлагает на родителей обязанность в процессе воспитания детей, заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни. В соответствии со ст.65 КоБС РБ семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.
Закон не только возлагает на родителей обязанность воспитания детей, но и ответственность за нарушение этой обязанности. Родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. В соответствии со ст.67 КоБС РБ воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются законные права и интересы ребенка и у него не формируется устойчивый иммунитет к асоциальному поведению, к нарушению законов государства, прав и законных интересов других людей.
Важной гарантией осуществления данной обязанности родителями является норма, устанавливающая, что при ненадлежащем выполнении обязанностей по воспитанию детей или при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.
Урегулировал КоБС РБ и случаи, когда дети остаются без попечения родителей. Так, в соответствии со ст.116 КоБС РБ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания недееспособными, болезни, длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают форму устройства этих детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание. Орган опеки и попечительства, администрация детского интернатного учреждения обязаны принимать все необходимые меры по устройству ребенка на воспитание в семью.
При устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи.

2. Имя, национальность, гражданство

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.20 Закона «О правах ребенка»). В частности, в соответствии со ст.69 КоБС РБ фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия — по указанию органа опеки и попечительства.
Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен. Собственное имя, записанное в записи акта о рождении первым, считается основным. Государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям.
В соответствии со ст.70 КоБС РБ прекращение брака между родителями или признание брака недействительным не влечет изменения фамилии ребенка. Если родитель, у которого ребенок остался проживать после прекращения брака или признания брака недействительным либо после вступления в новый брак, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменение фамилии ребенка исходя из интересов ребенка.
КоБС РБ устанавливает важное правило: изменение фамилии ребенка, достигшего десяти лет, во всех случаях производится с его согласия, которое выявляется органами опеки и попечительства. В этом случае родитель, чью фамилию носит ребенок, ставится в известность о возбуждении ходатайства об изменении фамилии ребенка, и его мнение наряду с другими обстоятельствами учитывается органами опеки и попечительства при решении вопроса об изменении фамилии ребенка.
Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения ребенка, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях — с согласия ребенка и органа опеки и попечительства до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации (ст.71 КоБС РБ).
Собственное имя и отчество ребенка могут быть изменены также при его усыновлении (удочерении).
В соответствии со ст.7 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

3. Свободу и безопасность

В соответствии со ст.4 Закона «О правах ребенка» государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.
Данное положение содержится и в иных нормативных актах Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст.58 Уголовного Кодекса Республики Беларусь лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, не может быть назначена смертная казнь, а в соответствии со ст.58 УК РБ – и пожизненное заключение.
Согласно ст.184 КоБС РБ дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.
В размышлениях детей о своих правах этот мотив звучит так: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире… Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!».

4. Право детей на охрану здоровья

В соответствии со ст.184 КоБС РБ все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных учреждениях здравоохранения. В соответствии со ст.5 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

5. Право на жизнь в семье

Вот как представляют дети свои права: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самые главные права ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые».[4]
Право на жизнь в семье каждого ребенка закрепляет ст.15 Закона «О правах ребенка»: «Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка».
В соответствии со ст.185 КоБС РБ все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.
Ст.59 Кодекса определяет семью как объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. В соответствии со ст. 66 Кодекса семья является естественной средой ребенка.
Органы опеки и попечительства должны принимать все меры для определения детей, оставшихся без родительской опеки, в другую семью через усыновление, установление опеки, попечительства, помещение в приемную семью. Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

6. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

7. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

В соответствии со ст.9 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.
В соответствии со ст.9 Закона «О правах ребенка» лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

8. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст.10 Закона «О правах ребенка»). Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

9. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли
Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.11 Закона «О правах ребенка»). Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
При этом ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

10. Право на жилище

Это право провозглашается ст.18 Закона «О правах ребенка», в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь. Аналогичное право устанавливает ст.192 КоБС РБ.
В соответствии со ст.192 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Таким образом, с предоставлением жилого помещения семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ребенок наделяется равным с родителями и другими членами семьи правом быть обеспеченным жильем по установленной норме (от 15 до 20 кв. м общей площади жилого помещения – в соответствии со ст. 81 Жилищного Кодекса Республики Беларусь[5]). Исходя из равенства долей всех членов семьи в занимаемом жилом помещении, в том числе и несовершеннолетних детей, решаются, в частности, вопросы об изменении договора найма жилого помещения, его обмене, установлении порядка пользования.
Одной из гарантий прав детей на жилье является закрепленное в ст. 84 Жилищного Кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК РБ). К положение о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. ЖК РБ не содержит оснований утраты права пользования жилым помещением по причине непроживания в нем, за исключением выбытия на другое постоянное место жительства (ч. 2 ст. 37 ЖК РБ). Отсутствие детей в жилом помещении в связи с их нахождением в детских учреждениях, а также в других случаях, предусмотренных ст. 84 ЖК РБ, выбытием на постоянное жительство в другое жилое помещение не является; право пользования жилым помещением сохраняется за детьми на весь период их отсутствия. Если жилое помещение в период отсутствия детей распределено другим гражданам, то нарушенное право детей на жилье подлежит восстановлению, как правило, путем признания недействительным договора найма жилого помещения (ч. 1 ст. 62 ЖК РБ). Вместе с тем ранее действовавшее жилищное законодательство допускало возможность распределения другим гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда, в которых после помещения детей в детские учреждения, к родственникам, опекунам, попечителям не остались проживать другие члены семьи; распределение жилых помещений на тот период соответствовало установленному порядку. Поэтому положения ст. 84 ЖК РБ, обязывающие соответствующие органы предоставить таким детям после их возвращения другое жилое помещение государственного жилищного фонда во внеочередном порядке, не утратили актуальности и являются одной из гарантий защиты прав детей на жилище.

11. Право на имущество

Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь (ст.19 Закона «О правах ребенка»). Кроме того, ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
В соответствии со ст.27 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ)[6] в возрасте до 14 лет несовершеннолетние обладают частичной дееспособностью и вправе самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки. 
Это сделки, как правило, на незначительные суммы, имеющие целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребенка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.). Такие сделки исполняются при их совершении. Предполагается, что родители (усыновители) или опекун дали ребенку деньги для расчетов по такой сделке.
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации. 
Это сделки дарения вещей и денег. Закон не определяет сумму, на которую можно подарить ребенку вещи. Если ребенку намереваются подарить дом, квартиру, автомобиль и т.п., необходимо заключить договор от имени детей с его родителями, усыновителями или опекуном, поскольку такая сделка удостоверяются нотариально или подлежат государственной регистрации. Малолетний вправе заключить и сделку о безвозмездном пользовании переданной ему вещью, о безвозмездном выполнении работ (например, ремонт велосипеда, часов и т.п.), о безвозмездном оказании услуг и т.д. 
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. 
Этими средствами мало летний может распорядиться для достижения определенной цели, а если законный представитель ее не определил — свободно. В таких случаях малолетний вправе совершать не только мелкие бытовые сделки.
Предоставив малолетним право совершать значительные сделки, законодатель предусмотрел, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большем объеме, чем малолетние. Они с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей вправе совершать любые сделки. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (ч.1 ст.25 ГК РБ). При этом для совершения несовершеннолетним сделки достаточно согласия одного из них.
Имущественную ответственность по сделкам, совершенным несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей) или попечителя, несут сами несовершеннолетние, а лицо, давшее письменное согласие на совершение соответствующей сделки, несет субсидиарную ответственность (ч.3 ст.25 ГК РБ).
В случаях, предусмотренных ч.2 ст.25 ГК РБ, несовершеннолетние в таком возрасте заключают сделки и совершают другие юридические действия и поступки, порождающие права и обязанности, самостоятельно, без согласия своих родителей, усыновителей или попечителей. Ч.2 ст.25 ГК РБ предоставляет несовершеннолетнему следующие права:
- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собственными доходами. Доходы, в частности, несовершеннолетний, может получить от занятий предпринимательской деятельностью, за использование его произведений, охраняемых авторским правом, в виде процентов по банковским депозитным вкладам. Накопив значительные средства, несовершеннолетний самостоятельно может заключить сделку на крупную сумму. Ч.2 ст.25 ГК РБ не дает однозначного ответа на вопрос, вправе ли несовершеннолетний самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя отчуждать вещи, приобретенные за свой заработок, стипендию или свои доходы. Представляется, что для заключения сделок, предметом которых являются такие вещи, требуется согласие законных представителей несовершеннолетнего.
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности (в частности, заключать авторские договоры о передаче исключительных или неисключительных имущественных прав на использование произведения, самостоятельно распорядиться полученным авторским вознаграждением, вправе получить патент на изобретение и т.д.);
- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законодательством;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ч.2 ст.27 ГК РБ. Речь идет о сделках, совершаемых несовершеннолетним не за счет своего заработка, стипендии или других доходов несовершеннолетнего (за счет этих средств несовершеннолетний может самостоятельно заключить любые сделки), а за счет средств, предоставленных ему другими лицами.
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооператива в соответствии с актами законодательства о кооперативах. Действующее законодательство о кооперативах допускает членство несовершеннолетних в производственных и потребительских кооперативах.

12. Право на образование

В соответствии со ст.23 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
Ст.186 КоБС РБ устанавливает аналогичное положение, согласно которому все дети имеют право на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учебных заведениях, на выбор учебного заведения и получение образования. Кроме того, дети имеют право на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

13. Право на труд 

Ст.24 Закона «О правах ребенка» устанавливает, что ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
При этом запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы.

14. Право на отдых

В соответствии со ст.25 Закона «О правах ребенка», ст.187 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

15. Право на свободу объединений

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц.

16. Право на свободу личности.

В соответствии со ст.188 КоБС РБ государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

 

 

17. Право на защиту
В соответствии со ст.27 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со ст.189 КоБС РБ каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических. Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет — и в суд, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей (ст.189 КоБС РБ).
Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен правовой статус ребенка, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности родителей, государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Все это призвано способствовать физическому, духовному и нравственному развитию детей, укреплению их здоровья, образованию и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Вместе с тем, координатор программ по правам ребенка Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Г.М. Леонова высказала мнение о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Ведь сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.
Основным недостатком законодательства Республики Беларусь о правах детей является отсутствие или неполнота механизмов реализации ряда конкретных норм, что обусловливает их неисполнение. В том числе в области реабилитации детей-инвалидов, обеспечении прожиточного минимума, бесплатности услуг здравоохранения и т.д. Часть предусмотренных действующим законодательством правовых норм не реализуется в полном объеме даже при наличии четких механизмов реализации.
Можно выделить следующие основные подходы в совершенствовании правового механизма защиты прав детей в Республике Беларусь:
- создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможностей рождения детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования;
- систематизация законодательства, пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации.