Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Слуцкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Замосцкая сярэдняя школа
Памятка для родителей
«Особенные дети»
Наши дети приходят в детский сад разные: талантливые, умные, послушные или капризные, а еще приходят дети особенные. Особенные дети — дети с нарушениями контактов, у которых наблюдается уход от реальности в мир собственных переживаний.
В последнее время почти в каждой группе детского сада есть такие дети. В типовом положении, в законе «Об образовании», в СанПин прописано, что такие дети имеют право посещать детский сад, так как этим детям необходима социализация. Это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только врач, в медицинской карте у ребенка не прописан диагноз и в данном случае мы можем по ряду признаков поведения ребенка предполагать наличие нарушений контактов. Главная задача педагогов — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, воспитатели объясняют детям, что в их группе есть особенный ребенок.
Зачастую такие дети избегают прямого взгляда(глаза в глаза), и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Внешне такой ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними.
Дети такие любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающаяся в агрессивном обращении со сверстниками в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче (такой ребенок может порвать книжку, тетрадь, рисунок, поделку).
В группах с таким ребенком глаз да глаз нужен. Поэтому воспитатель постоянно следит за таким ребенком, находит прием, как его успокаивать. Как остановить если дерется, или погасить агрессию. Это то, из чего складывается безопасность не только для такого ребенка, но и для всей группы. К сожалению, когда в группе такие дети - группу лихорадит. Вот здесь и проявляется мудрость воспитателя, чтоб детям было комфортно в детском саду. Воспитатели прикладывают к этому все усилия, но здесь также необходимо ваше содействие – научиться принимать этого ребенка таким какой он есть, и если случаются конфликты-сглаживать их.
Задача родителей спокойно и объяснить своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Неэффективно приводить в пример других детей. Не стоит называть малыша «злым и нехорошим», ведь он, чего доброго, вообразит себя маленьким Бармалеем и будет вести себя также. Объясните ребенку, что он неправ, что, не получив желаемого, нужно не бросаться на окружающих, а обсудить со взрослыми все, что ему не нравится.
Научить ребенка не драться и решать свои споры мирным путем очень сложно, но вполне реально.
Работа с детьми требует от воспитателей много сил, эмоциональных затрат и времени и эта работа очень не легкая, как и каждая работа, которую выполняют добросовестно. Терпения и крепких нервов нашим воспитателям и всем родителям в воспитании детей!
свернутьЕсли вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.
Педагогические правила для родителей
Как провести выходной день вместе с детьми?
Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдёт в традицию, а, чтобы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.
Что делать?
А что же делать зимой, когда многие «летние» забавы не актуальны? Да много чего! Можно сообща (дети и родители) построить снежную горку, а потом кататься с нее. Или залить каток и тоже использовать по назначению. А как вам идея пойти на уже готовую достаточно большую горку и устроить гонки на санках (участвуют две команды?
Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное - это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!
свернуть
Советы и рекомендации для родителей на период пребывания детей дома в каникулярное время
Уважаемые родители!
Предлагаемые вам советы и рекомендации разработаны с целью помочь вам организовать жизнь детей дома в каникулярное время с максимальной пользой.
Необходимо помнить, что лучшие результаты в обучении и воспитании детей, имеющих проблемы в развитии, достигаются при непрерывности процесса обучения, хотя методы и приемы, которые используются в нашей школе и во время пребывания в домашних условиях, могут быть различными.
Мы надеемся, что все члены вашей семьи включатся в общение и занятия с вашим ребенком.
Желаем вам успехов и здоровья!
1.1. Установите для ваших детей доступный режим дня на время каникул, особенно летних.
1.2. Предлагаем вам включить в режим дня следующие элементы: подъем, завтрак, прогулку, обед, занятия, прогулку, ужин, сон, элементы закаливания организма.
1.3. Все режимные моменты желательно выполнять в одно и то же время.
1.4. Во время прогулки можно проводить доступные подвижные игры, плавание, собирание природных материалов для поделок, наблюдение за природой.
2.1. Старайтесь посещать с детьми культурно-просветительные учреждения вашего города с предшествующей подготовкой (рассказом, беседой, чтением) и последующей зарисовкой и описанием увиденного.
2.2. Знакомьте ребенка, по возможности, с профессиями родителей (рассказ родителя, посещение предприятия, рассматривание фотографий).
2.3. Организуйте выезды на природу, обращайте внимание детей на изменения в природе, занятия людей; беседуйте с детьми на эти темы.
2.4. Привлекайте детей к чтению художественной литературы и беседуйте с ними о событиях, описанных в книгах, героях, их характерах, пусть они выразят, что им понравилось и не понравилось в прочитанном (прослушанном), почему.
свернуть
А нужен ли этот режим дня? Оказывается, нужен. Режим дня просто необходим любому школьнику и для сохранения здоровья, и для хорошей учебы.
В природе все подчинено определенным ритмам и наш организм тоже работает ритмично. Вспомните, как трудно переходить с зимнего времени на летнее или наоборот. А дети более чувствительны к любому изменению режима и чтобы переключить организм с одного режима на другой, необходимо время. Правильный режим дня формирует у ребенка определенный стереотип поведения, который выполняется автоматически. При соблюдении режима, ребенок с утра настраивается на физическую и умственную активность, легко и спокойно выполняет все необходимые дела и все успевает сделать.
Что нужно учесть при составлении режима дня?
В каждой школе уроки начинаются в разное время. Значит, необходимо рассчитать время утреннего подъема так, чтобы у ребенка хватало времени умыться, сделать зарядку, позавтракать и спокойно пойти в школу.
Очень важна утром физическая активность для ребенка. Это может быть зарядка, а можно просто включить веселую танцевальную музыку и устроить веселую разминку. 5-10 минут такой разминки разбудят организм ребенка и настроят его на продуктивную работу. После такой разминки ребенок, конечно, захочет кушать и не нужно будет его заставлять завтракать.
А завтрак - дело обязательное. И не стоит верить ребенку, если он говорит, что не хочет есть. Это значит только, что организм еще не проснулся, и он захочет кушать, когда придет в школу. А чувство голода плохой помощник в обучении. Как может ребенок думать о задаче или аккуратно писать, когда все мысли его о том, когда же будет обед.
Необходимо расписать время работы и отдыха, ведь для школьника очень важно чередование труда и отдыха. Ребенку нужно отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть.
И, конечно, очень важно соблюдать режим сна. Для младшего школьника, особенно первоклассника, очень хорошо включить в режим дневной сон, чтобы после уроков ребенок мог хоть немного поспать. А вечером время отхода ко сну нужно рассчитать так, чтобы ребенок спал не менее 10 часов, а это значит, что укладываться спать надо не позже 9 часов.
Иногда нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок будет ложиться спать в 10 часов вечера или даже позже. И ребенок с увлечением смотрит весь вечер фильмы- ужастики или играет в компьютерные игры-войнушки. А потом родители недоумевают, почему это ребенок стал хуже учиться, стал невнимательным, у него часто меняется настроение не в лучшую сторону. Причиной многих проблем может быть недостаток сна! Если ребенок спит меньше необходимого времени, у него в первую очередь ухудшается внимание, память, а затем появляются различные заболевания. И это всего лишь из-за недосыпания. Во сне человек отдыхает, а мозг продолжает работать. Только работает он в другом режиме. По мнению нейрологов, нейробиологов в то время, когда человек спит, его мозг обрабатывает ту информацию, которая поступила к нему перед засыпанием. Поэтому так важно обратить внимание на то, что делает ребенок перед сном. Очень полезно во всех отношениях перед сном хотя бы несколько минут почитать книгу.
Это были основные моменты, на которые стоит обратить внимание при создании режима дня для своего ребенка. Не откладывайте на последний день, прямо сегодня составьте режим дня, напишите его на листке бумаги и неуклонно выполняйте независимо от настроения, погоды или капризов ребенка. Чтобы режим вошел в привычку и, как любая привычка работал автоматически, необходимо не менее 21 дня.
И помните, что ребенок полностью зависит от нас, родителей. Чему мы научим, то и получим. А чтобы требовать от сына или дочери хорошую учебу, надо сначала создать условия для учебы. И режим дня - одно из самых важных условий. От режима дня очень сильно зависит и учеба, и здоровье школьника.
свернуть
Правила для родителей
Полезные советы родителям школьников
с ограниченными возможностями здоровья
Правило 1. Нагрузка Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается стрессом для 6-7-летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться нервоз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2. Выполнение домашних уроков Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребёнку физическую разрядку. Можете просто попросить попрыгать его на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Похвала Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у ребёнка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных успехов и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Правило 5. Пробуждение ребенка Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнеся его, как-то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать". Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: "Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут." Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио. Кода ребенка утром торопят, то он часто делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: "Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Правило 6. Выход в школу Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки - лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности. "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки". Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Правило 7. Возвращение из школы. Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы. - Как дела в школе? - Нормально. - А что сегодня делали? - А ничего. - Что получил? И т.д. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали.
свернуть